Самарский аэрополис

13.03.2014

Идея объединения Самары и Тольятти с целью усиления позиций региона уже давно витала в воздухе.

Тем более, что для образования подобного союза двух крупных городов давно сложились все предпосылки: начиная с географических факторов и заканчивая факторами экономическими. На сегодняшний момент будущая самарско-тольяттинская агломерация уже не просто идея, а основа тщательно прописанной стратегии развития региона, которая рассчитана до 2030 года. Поэтому интерес, который вызвала международная конференция «Самарско-тольяттинская агломерация: проблемы и перспективы устойчивого градостроительного развития» легко объяснить: будущее многих самарских, тольяттинских и даже международных компаний зависит от того, насколько успешно будет происходить развитие агломерации.

Открыл конференцию Анатолий Баранников, заместитель министра строительства Самарской области, который выступил с докладом о проделанной его ведомствами работы по формированию документации, необходимой для успешного развития агломерации. После самарского министра к микрофону вышел представитель столичной компании «Стратеджи Партнер Групп» Михаил Сквирский и рассказал собравшимся о «Концепции стратегического развития Самарско-тольяттинской агломерации». Этот выступление можно считать базовым докладом конференции. Михаил Сергеевич детально обрисовал перспективы развития будущей агломерации: сильные и слабые стороны объединения городов, способы решения существующих проблем и принципы использования преимуществ, которыми располагает регион. «Если четко следовать выбранной стратегии, самарско-тольяттинская агломерация имеет все шансы стать третьей в стране после Москвы и Санкт-Петербурга регионом. Причем не только по размеру, но и по влиянию и инвестиционной привлекательности» — отметил Михаил Сквирский. Впрочем, озвученный им тезис о возможности построения аэрополиса вокруг аэропорта в Курумоче, участники конференции подвергли сомнению.

В частности, своими сомнениями относительно перспектив формирования агломерации вокруг аэропорта поделился Сергей Бычков, первый заместитель генерального директора «Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор»: «Конечно, вокруг аэропорта Курумоч можно сформировать крупный транспортный узел, здесь можно повысить плотность застройки и инфраструктуры, но попытка сформировать аэрополис или аэросити на базе Курумоча мне видится бесперспективным направлением. Главным препятствием на этом пути станут объемы перевозок: при населении агломерации в 2,7 миллиона человек можно уверенно говорить о том, что «летающих» пассажиров будет намного меньше 2 миллионов пассажиров». Небольшая дискуссия произошла и при определении термина «промышленый парк», формирование которых Михаил Сквирский назвал одним из главных способов повышения экономической активности агломерации.

Первый заместитель главы г.о. Самара Александр Карпушкин обрисовал главные направления «Стратегии комплексного развития Самары до 2025 года» и отметил, что в вопросах формирования агломерации первична экономика, поэтому основные усилия должны быть направлены на укрепление и формирование совместного экономического пространства. Еще одним вопросом, который требует серьезной проработки первый заместитель г.о. Самары назвал транспортные сети агломерации.

О транспортных проблемах упомянул и Евгений Бондарчук, управляющий партнер J.C. Williams Group Russia, чье выступление было отмечено аплодисментами собравшихся в зале. Евгений отметил необходимость развития транспортной сети региона, которая серьезно влияет на перспективы агломерации. «Пока обычный человек тратит на дорогу из Самары в Тольятти и обратно больше пяти часов, ни какой речи о формировании агломерации быть не должно. При этом проблемы не только с дорожными развязками: развитие общественного транспорта находится в плачевном состоянии».

Евгений Бондарчук, управляющий партнер J.C. Williams Group Russia считает, что Самара обладает целым набором «урбанистических болезней», обусловленных спецификой ее географического положения и историей развития:

— «Расползание» города и неразвитость улично-дорожной сети ведут к несоразмерному росту транспортных издержек на внутригородские и агломерационные перемещения;

— Смещенность исторического и общественно-делового центра города к географической периферии вызывает деградацию центральной части города; — Неэффективное использование обширных городских территорий (например, садоводческие массивы и пустыри в главном планировочном коридоре Самары между Московским шоссе и проектируемым проспектом Карла Маркса);

— Система общественного транспорта, в первую очередь метрополитен, неэффективна и нуждается в серьезных изменениях;

— Хаотичный и часто непродуманный характер уплотнительной застройки (особенно в пределах исторического центра города) усугубляет сложную автотранспортную ситуацию и нагрузку на инфраструктуру;

— Визуализация городской среды, ее комфортность и безопасность находятся на неудовлетворительном уровне, что не способствует формированию позитивного имиджа Самарской области у участников и гостей Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Дмитрий Храмов, архитектор (г. Самара)

— Идея создания самарско-тольяттинской агломерации, которая обусловлена и экономическими и географическими факторами, сама по себе прекрасна и открывает отличные перспективы развития региона. Главный вопрос: когда? Когда мы сможем перейти от гладких планов к реальным результатам? Пока все перспективы только на «бумаге» и рано делать какие-то выводы о практической реализации представленных на конференции начинаний.

В этом плане для меня очень интересен опыт иностранных коллег, которые на примере реализованного ими проекта Liverpool One продемонстрировали собравшимся как можно строить новые городские пространства, органично вписывая их в существующую среду, не нанося при этом никакого вреда ни историческому, ни культурному наследию. Хочется верить, что этот опыт будет успешно применен при реализации представленного на конференции проекта «Самара-Центр». Лично меня радует тот факт, что у нас появились инвесторы, которые готовы к разумному и планомерному строительству, которые готовы ждать и работать на перспективу, как личную, так и на перспективу городского развития.

Отдельного внимания достойны выступления группы международных экспертов, которые представили уникальный проект освоения депрессивной городской среды в г. Ливерпуль. Для его реализации представители трех крупнейших компаний — AECOM (Лондон), BDP (Манчестер) и WSP (Абу-Даби) — объединились в экспертную группу и за 8 лет (вместо 10 запланированных) реализовали уникальный девелоперский проект, который кардинально преобразил откровенно угасающую территорию небольшого города Ливерпуль.

Теренс Давенпорт, директор департамента архитектуры компании BDP (г. Манчестер. Великобритания)

— Меня часто спрашивают, какой путь лучше выбирать при развитии городской среды: идти ли по пути глобализации с универсальной архитектурой или стоит пытаться сохранить уникальный облик и дух города? Мне кажется, что всегда имеет смысл найти разумный компромисс. Конечно, основной задачей каждого архитектора, всегда будет забота о сохранении исторического наследия, но не стоит забывать о том, что инвесторов больше привлекает глобализационный вектор развития городской среды. Впрочем, пример Liverpool One доказывает, что всегда можно найти «золотую середину» и мы старались применить наш опыт, принимая участие в работе над проектом «Самара-Центр», который будет реализован в вашем городе.

На фотографиях ниже можно посмотреть результаты проделанной работы.