Эксперты помогут в решении транспортной проблемы

29.05.2013, 
Волжская коммуна, Елена Лычева

Застройщик территории бывшего 4 ГПЗ, осваивающий квартал в границах улиц Мичурина, Луначарского, Московского шоссе «САМАРА-ЦЕНТР», нанял инжиниринговую фирму для создания транспортной концепции развития квартала. Специалисты в области транспортной инфраструктуры предложили ряд решений с целью уменьшения заторов на Московском шоссе в районе застройки.

Транспортные проблемы

Компания «САМАРА-ЦЕНТР» провела ряд исследований существующей транспортной ситуации в Октябрьском районе Самары. Специализированная международная компания WSP разработала концепцию транспортной инфраструктуры квартала, а ООО «А+С КонсалтПроект» провело исследования транспортной ситуации. На выполнение этих работ компания «САМАРА-ЦЕНТР» затратила около 7,6 миллиона рублей.

Напомним, на территории общей площадью планирования около 40 гектаров до 2021 года будет построен квартал, в который войдут: жилой комплекс (общей площадью около 500 000 кв. м), торгово-развлекательный комплекс (100 000 кв. м), отель на 200 номеров и ряд других объектов.

Как отмечают специалисты, строительство привлечет в квартал новые транспортные потоки. Однако ситуация в этой районе уже сейчас остается крайне напряженной. Пробка в обе стороны в «часы пик» тянется от ул.Мичурина, по Московскому шоссе до пересечения с ул.Революционной.

Предполагается, что улучшение ситуации в районе строящегося квартала произойдет через два года – в соответствии с планами властей, после открытия улицы Луначарского и организации развязок на пересечениях с Московским шоссе и улицей Мичурина.

Не дожидаясь бюджетного финансирования застройщик привлек проектировочные инженерные компании, которые исследовали транспортную ситуацию в радиусе нескольких километров от участка застройки и предложили ряд шагов, направленных на улучшение транспортной доступности будущего квартала, в частности, и Октябрьского района в целом.

Специалисты компании WSP предложили создать на Московском шоссе дополнительную выделенную полосу для движения общественного транспорта и организовать пересадочный хаб в районе МФЦ. По мнению специалистов, необходимо создать кольцевую развязку на перекрёстке Московского шоссе и улицы Мичурина за счет резерва муниципальной земли.

Ситуацию на пересечении улиц Мичурина и Осипенко, по мнению экспертов, можно улучшить, изменив режим работы светофоров с учётом суточного трафика.

По мнению руководителя проекта «САМАРА-ЦЕНТР» Эдуарда Матушкина , эффект от «малых шагов» - при минимальных затратах – можно получить быстрее, чем от глобальных административных планов, через год-два. «Чтобы сократить временные затраты автомобилистов и пассажиров на 20-25%, согласно общемировой практике, достаточно шаг за шагом решать отдельные проблемы по улучшению транспортной ситуации в Самаре», - считает он.

В ожидании перемен

Самаре из областного бюджета на ремонт дорог уже выделили 572,3 млн руб. На эти средства, в частности будет отремонтирована ул. Мичурина - от ул. Чкалова до пр. Масленникова. Еще полмиллиарда — лимит Самары в бюджете области, эти средства будут выделены из казны региона, как только мэрия Самары представит готовые проекты реконструкции дорог. В частности, в этом году начнется долгожданная реконструкция ул. Луначарского.

Этим летом ул. Луначарского в Самаре планируют реконструировать от Автобусного проезда до ул. Мичурина. Об этом на последнем комитете по строительству и транспорту губернской думы сообщил заместитель главы департамента строительства и архитектуры мэрии Владимир Захарин . По его словам, в настоящее время проект реконструкции ул. Луначарского находится на доработке, предполагается, что он будет готов не раньше 17 июня, после чего объявят аукцион.

Весь проект разобьют на пусковые комплексы. В частности, предполагается строительство развязки на пересечении ул. Ново-Садовой, пр. Ленина и ул. Луначарского. В настоящее время проект развязки разрабатывает министерство транспорта и автомобильных дорог региона.

Проект реконструкции ул. Луначарского удалось оптимизировать с 854 млн до 780 млн рублей. В настоящее время он находится в Главгосэкспертизе. Полную реконструкцию улицы предполагается провести за два года.

Планируется, что ул. Луначарского станет магистралью общегородского значения. Расчетная скорость движения по дороге - 80 км/ч. Проектом предусмотрены четыре полосы шириной по 4 и 3,5 м. Ширина газона - 3,5 - 10 м, тротуара - 3 - 5 м.

Изменят потоки

Как отмечают специалисты, ряд шагов, которые планирует предпринять правительство Самарской области в ближайшее время, кардинально изменит транспортные потоки в центре Самары. Так, к 2015 году закончится строительство станции метро «Алабинская». В настоящее время в Министерстве транспорта РФ находится на рассмотрении заявка Самарской области на софинансирование проектирования и строительства метрополитена в Самаре в 2014 году. Как пояснили «ВК» в министерстве транспорта Самарской области, в случае отсутствия дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета первую очередь метро планируется достроить в 2018 г. Для этого необходимо строительство трех станций: "Алабинская" (протяженностью 1,91 км), "Самарская"(1,09 км) и "Театральная" (1,06 км)".

Напомним, начиная с 2009 г. финансирование строительства метро осуществляется Самарской областью самостоятельно за счет средств регионального бюджета. Существенно перераспределятся транспортные потоки после окончания строительства Кировского и Фрунзенского мостов. Предполагается, что строительство Кировского моста завершится уже в этом году. В настоящее время идет подготовка к строительству Фрунзенского моста.

Транспорт к ЧМ-2018

Транспортная инфраструктура города серьезно изменится к 2018 году. Напомним, к этой дате планируется полностью реконструировать ряд дорог: расширить проезды, построить многоуровневые развязки. Будет отремонтирована дорога от аэропорта до будущего стадиона, реконструированы все дороги, находящиеся в непосредственной близости от стадиона. Кроме того, серьезно изменится и транспортная инфраструктура. Помимо метро, будут модернизированы трамвайные линии. В Самаре появится несколько транспортных хабов. Торги на разработку плана транспортного обслуживания матчей чемпионата мира по футболу 2018 г., объявленные министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области, выиграло ООО "Санкт-Петербургский институт транспортных систем". Институт уже занимается разработкой транспортной концепции. Предприятие должно будет определить мероприятия по изменению улично-дорожной сети, системы внешнего и городского пассажирского транспорта, организации дорожного движения в Самаре и на прилегающих территориях с учетом предполагаемых транспортных нагрузок в период ЧМ, а также рекомендаций ФИФА и УЕФА по транспортной инфраструктуре и качеству обслуживания чемпионата.

Мнения:

Евгений Бондарчук, партнер J.C. Williams Group Russia

- Девелопер обязан при реализации крупных градообразующих проектов проводить исследования прилегающих территорий, чтобы минимизировать собственные риски и максимально удовлетворить и даже предвосхитить потребности жителей. Выстраивание коммуникаций между бизнесом, обществом и властью — базовый принцип сити-маркетинга, широко применяемый на Западе, но пока мало используемый у нас. Ответственный девелопер должен предугадать, как реализация его проекта отразится на развитии прилегающих территорий и города в целом. Рекомендации по результатам исследований вовсе не означают, что девелопер берет на себя функции власти - инвестор в меру сил помогает городу.

Дмитрий Махиня, научный сотрудник ГУП «ТеррНИИгражданпроект»:

-Ежедневное перемещение горожан с одного конца города на другой, так называемые «маятниковые миграции» в будни, существенно затруднены из-за несоответствия параметров улично-дорожной сети современным условиям. Вся основная транспортная нагрузка приходится на три продольные улицы. Из поперечных магистралей можно воспользоваться только проспектом Кирова, ул.Авроры – другие или не завершены, или не пригодны для интенсивного движения. Чтобы улучшить транспортную ситуацию в городе и пригородной зоне, нужен комплексный подход – на отдельно взятом участке ее, конечно, можно улучшить, но это приведет к усугублению проблемы возникновения пробок в других местах.