Samara City

30.04.2009

ЭТОТ участок Самары площадью в тридцать два гектара на месте бывшего завода ГПЗ-4 давно возбуждает аппетит многих девелоперов. Совсем недавно самарская мэрия поделилась планами по его застройке. На лакомом кусочке земли за 10 лет планируется возвести город-сад стоимостью 1,2 млрд долларов.

От Москвы до самых до развалин

История ГПЗ-4 в Самаре началась более полувека назад, после того как во время Великой Отечественной это предприятие было эвакуировано из осажденной Москвы в мирное Поволжье. В бурные 90-е после приватизации крупнейший в Европе подшипниковый завод распался. Одна часть была быстро обанкрочена, на ее территории сегодня сияют стеклом и бетоном магазины, рестораны, офисные центры и вещевой рынок «Караван». Из другой было выделена сразу три завода - авиационных подшипников (ЗАЛ), приборных подшипников (ЗПП) и подшипников общего назначения (ЗПОН). Каждому из этих предприиятий было предначертано свое будущее. ЗПОН, в частности, оказался под контролем директора [другого самарского подшипникового завода - ГПЗ-9 - Игоря Швидак, А после его смерти в 2003 году перешел по наследству его сыну Александру. За 6 лет Александр Швидак сформировал холдинг «СПЗ-Групп», в состав которого вошли ОАО «Самарский подшипниковый завод», ЗАО «Самарский подшипниковый завод-4» и ЗАО «КРС». Все это время по Самаре активно гуляли слухи о том, что Александр Швидак вот-вот продаст территорию «четверки». Тем более что пару лет назад ЗАО «СПЗ-4» (бывший ЗПОН) передислоцировал свои производственные мощности туда, где им в общем-то и было самое место - на Безымянку. Сумма, в которую собственник якобы оценивал землю, росла с каждым месяцем. Достигнув в конечном итоге $300 млн. Несмотря на заоблачную стоимость, участок оставался лакомым как для местных, так и для федеральных девелоперов. Ведь главная привлекательность этой площадки - ее расположение. Центр города с хорошими подъездными путями. Кроме того, размер участка позволяет реализовать на нем любые проекты глобальной застройки. Ну и еще один очевидный плюс: «СПЗ-Групп» является одним из немногих региональных предприятий, земля под которым не арендована, а выкуплена собственником.

Тайное становится явным

В конце прошлого года интрига, которая так долго витала над территорией ГПЗ-4, стала постепенно раскрываться. Оказалось, что еще весной 2008-го участок в центре Самары отошел управляющей компании «Балтинвест» из Санкт-Петербурга. Славный город на Неве всегда фигурировал тем или иным образом в бизнесе владельца «СПЗ-Групп». Так, в качестве нового собственника ОАО «СПЗ» называлась питерская компания SP-Securities давний партнер Александра Швидака. Окончательно завесу тайны с проекта сняла самарская мэрия, в разгар экономического кризиса презентовавшая рабочую концепцию проекта застройки участка в границах Московского шоссе, улиц Луначарского и Мичурина. Сиречь территории легендарного СПЗ-4.

Идея развития этой площадки была разработана консалтинговой компанией JonesLangLasalle и архитектурным бюро NBBJ. Во время презентации собственником территории была названа компания «Самара-Центр». Созданная, как можно было понять, специально для реализации данного проекта. В пресс-службе компании состав ее акционеров не разглашают до сих пор. Разве что сообщают вещи и так понятные. Акционеры эти, дескать, «имеют петербургские корни». По информации издания основным бенефициаром компании является Александр Швидак, а его партнером - представитель все той же SP Вадим Егиазаров. До последнего момента концепция развития участка держалась в секрете, и только сейчас, аккурат в разгар финансового кризиса, владельцы СПЗ решили поразить самарцев затратным и уже тем амбициозным проектом.

Как рассказал ведущий архитектор проекта Дэвид Портман, еще в 2007 году администрация Самары заключила договор с компанией JonesLangLasalle. Суть соглашения - разработка концепции «Самара-Центра» на участке площадью 3 2 га. Что мы имеем в итоге? Некий комплекс, общая площадь застройки которого составит более миллиона квадратных метров. Сюда войдут жилые дома класса «комфорт» и «элита», торгово-развлекательный центр, а также офисные здания и трехзвездочный отель. Еще в плане числятся более 8 тысяч мест в наземных и подземных паркингах, рекреационная зона с искусственным водоемом, объекты социальной инфраструктуры.

Всю власть - в одно место

В ходе презентации также выяснилось, что сугубо экономический проект приобретает мягкий политический окрас. А именно: на данной территории, которую сегодня принято называть общественно-деловой комплекс класса А, отведено место для городской администрации, гордумы и всех сопутствующих структур. И вот что любопытно. Власть в своем переезде уже не сомневается. То есть констатирует его как данность и рассуждает лишь о том, как это будет выглядеть и как это будет хорошо. Первый заместитель главы города Самара Сергей Арсентьев так обрисовал интерес мэрии к развитию проекта: «Для нас очень важен вопрос о том, что все административные подразделения и Самарская городская Дума будут располагаться в одном здании. Такое изменение дислокации поможет сократить транспортный поток в историческом центре города и снизит степень его загруженности. Вокруг комплекса «Самара-Центр» будет располагаться несколько станций метро. Поэтому жители смогут отказаться от наземного общественного и личного транспорта, используя метрополитен. Это улучшит трафик и повысит доходную часть нашего метрополитена. Сам по себе опыт размещения в одном месте всех административных структур будет исключительно удобен для населения, так как сейчас, чтобы проехать по всем департаментам и подразделениям, необходимо потратить не один день. Компактное расположение облегчит работу населения с органами городской власти». Все. Точка. Есть ощущение недосказанности? Еще бы.

Во-первых, администрация не определилась с тем, на какую площадь она может претендовать. На данный момент идет подсчет квадратных метров, которые занимают городская Дума, департаменты строительства, управления имуществом, городской избирком. «Когда мы узнаем общую площадь, то будем иметь представление о величине необходимого здания», - полагает Сергей Арсентьев.

Во-вторых, откуда будут взяты средства на переезд чиновников и депутатов, тоже не совсем ясно. Но здесь есть несколько вариантов. К примеру, администрация может привлечь инвесторов. Либо же сначала продать здания (за исключением памятников строительства и архитектуры), в которых на данный момент располагаются структуры городской власти, а уже после, на вырученные средства, приобрести новую площадь.

А в третьих, полная реализация проекта «Самара-Центр» займет примерно 7-10 лет (при этом сначала предполагается построить торговые зоны и жилье на северо-восточной границе участка). Понятно, что вопрос с переездом на эту «землю обетованную» городские чиновники для себя уже решили. Но вопрос останутся ли они чиновниками через те самые 7-10 лет - пока остается открытым.

Ложка дегтя

Не менее серьезным, чем финансовый кризис, тормозящим фактором для реализации амбициозного проекта может стать необходимость создания вокруг него новой транспортной развязки. Это признается как самими разработчиками, так и представителями власти: Московское шоссе и ул. Мичурина крайне загружены. Усугубляет ситуацию торгово-офисная зона, состоящая из небоскреба «Вертикаль», торговых центров «Это», «Зеленая страна», сетей «Мир», «МВидео», «Эльдорадо», «Эксперт». Все это создает такой автомобильный трафик, что в час пик удобнее идти пешком, чем ехать по Московскому шоссе и Мичурина. А станции метро располагаются довольно далеко от места застройки и, кроме того, даже в ближайшей перспективе их слишком мало, чтобы решить проблему, И эта проблема способна в значительной степени удорожить и без того дорогой проект.

Дмитрий БАРАНОВ, руководитель аналитического отдела УК «Молл Менеджмент»: Я СЧИТАЮ, ЧТО ГПЗ-4 - ЛУЧШАЯ ДЕВЕЛОПЕРСКАЯ ПЛОЩАДКА САМАРЫ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ.

- Реализация данного проекта позволит восстановить коммерческую и социальную значимость этой территории, вернуть Самаре ценный коммерческий актив, который, в отличие от завода, не будет оказывать неблагоприятное воздействие на окружающую среду в городе. Местоположение участка очень удобно и выгодно как для коммерческих объектов, так и для жилья.

Предложенная концепция «Самара-Центра» представляется мне очень грамотной и хорошо продуманное и это касается как наполнения проекта, так и намеченных сроков реализации его этапов. Сочетание коммерческих и жилых элементов - современное решение в жанре «многофункционального комплекса» или mixed-use, позволяющее дать городу объект, удовлетворяющий разнообразные нужды бизнеса и потребности жителей.

Первый

Анастасия ВИШНЯКОВА