Строительный комплекс. Второе дыхание В 2015 году в строй в Самарской области планируется ввести почти 2 млн кв. метров жилья

17.09.2015, 
Информационно-аналитическое издание Force освещает актуальные вопросы и события в сфере политики и бизнеса Самарского региона и ПФО.

Сегодня вся Самарская область напоминает одну большую стройку: регион впервые за последние 25 лет более чем на 15% обошел другие субъекты федерации по вводу квадратных метров жилья на душу населения. Этот процесс, запущенный губернатором Николаем Ивановичем Меркушкиным, идёт без торможения. Губернатор рассматривает строительную отрасль как универсальный мультипликатор, который создаёт условия для поступательного развития всей экономики региона, – для возвращения области на первые позиции нужны опережающие темпы развития. Без преувеличения, именно с его лёгкой руки строительная отрасль Самарской области обрела второе дыхание. Изменилось отношение к делу. Главный тренд – профессионализм. Строить качественно, современно и недорого. Антикоррупционная экспертиза проектов на всех этапах, снижение административных барьеров, сокращение сроков согласований. Экономика «с умом»: разработка базовых и стратегических документов, поставивших крест на хаосе, прежде царившем во взаимоотношениях властей и строителей. Разумеется, позитивные изменения надо рассматривать и как результат упорной и планомерной работы регионального министерства строительства. Подробно об итогах 2014 года и приоритетах своей работы в 2015 году FORCE рассказал вице-губернатор – министр строительства Самарской области Алексей Гришин.

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин поставил задачу в 2015 году не только удержать объёмы жилищного строительства на уровне прошлого года, но и сделать шаг вперёд. Алексей Викторович, удаётся выдерживать параметры развития отрасли, заданные лидером региона?

– Да, удаётся. Николай Иванович Меркушкин в своём Послании-2013 определил параметры развития отрасли: темпы жилищного строительства должны увеличиваться на 15–20%. В 2014 году их удалось выдержать: контрольные показатели по вводу жилья в Самарской области на 2014 год выполнены на 106,1%. Всего введено в эксплуатацию 1 888 034 кв. м общей площади жилья.

За первый квартал 2015 года строительные предприятия и организации Самарской области ввели в эксплуатацию 416,9 тыс. кв. м жилья. Для сравнения: за первые три месяца 2014 года строители ввели в эксплуатацию 200,8 тыс. кв. м. В целом на реализацию программы «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года» направлено 6,402 млрд рублей. В том числе за счёт средств областного бюджета – 4,504 млрд рублей, федерального бюджета – 1,241 млрд рублей, Фонда содействия реформированию ЖКХ – 0,656 млрд рублей.

Кроме того, в прошлом году в рамках этой программы была проведена большая работа по реализации мероприятий, направленных на стимулирование развития жилищного строительства, создание государственного и муниципального жилищного фонда, включая маневренный фонд, обеспечение жильём отдельных категорий граждан, создание системы мониторинга информациипо ключевым характеристикам развития земельного и жилищного рынков в Самарской области, развитие кластера промышленности строительных материалов, правовое, информационное и организационное её сопровождение.

Драйвером жилищного строительства в нашем регионе, считают эксперты, может стать федеральная программа «Жильё для российской семьи». Как идёт сегодня её реализация?

– Федеральная программа «Жильё для российской семьи» имеет важнейшее значение для Самарской области. На федеральном уровне другого такого масштабного программного проекта не существует. Самарская область включилась в её реализацию с лета 2014 года. В течение ближайших трёх лет у нас должно быть построено и введено в эксплуатацию более 800 тыс. кв.м жилья стоимостью не более 30 тысяч рублей за квадратный метр (проектом постановления Правительства Российской Федерации предусмотрены изменения предельной цены до 35 тысяч рублей за 1кв.м).

Так, в 2015 году Самарская область планирует реализовать первые 50 тыс. из 896 080 кв.м по этой программе. Уже приняты все необходимые нормативные акты, проведён отбор проектов жилищного строительства, земельных участков и застройщиков практически на весь объём жилья экономического класса.

В настоящее время участниками программы являются 11 проектов жилищного строительства: «Самарское заречье», «СОФЖИзнь на Юге», «Коттеджный посёлок Белозёрки», «Жилой массив «Берёзовка», «Жилой комплекс КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ», «Застройка в границах села Белозёрки», «Южный город, 3 и 5 очереди строительства», «Жилая застройка в квартале Звёздный», «Жилой микрорайон Новая Самара» и застройка в городском округе Тольятти. Так, в Автозаводском районе Тольятти будет построено 50 тыс. кв. м жилья эконом-класса.

Застройщиком выступает Самарский фонд жилья и ипотеки (СОФЖИ). Ещё одна площадка, где будут возводить дома эконом-класса, находится рядом с городом – в границах села Выселки Ставропольского района. Здесь, в жилом массиве «Берёзовка» будет построено 50 тыс. кв. м доступного жилья. Застройщик – ООО «Инвестиционная компания «Недвижимость».

Реализация программы позволит в течение трёх лет предложить по льготной цене отдельным категориям граждан объём жилья, равный половине годового ввода жилья в Самарской области. Это огромный скачок в решении квартирного вопроса для семей с детьми, молодёжи, квалифицированных специалистов.

Обеспечить семьи Самарской области доступным, комфортным и современным жильём – главнейший вопрос. Эта тема будет актуальна ещё многие годы. Хочу отметить, что за последние четыре года объёмы строительства жилья в губернии выросли на 81% (в 2010 г. –1,04 млн кв. м, в 2014 г. –1,88 млн кв. м). Таким образом, темпы роста ввода жилья в нашем регионе более чем вдвое превышают аналогичный показатель в ПФО. Этому способствует активное развитие экономики, значительная доля платёжеспособного спроса среди населения, а также развитие инструментов ипотечного кредитования. Губернатор обозначил основную цель 2015 года, которую надо решить на рынке жилищного строительства: увеличить объёмы вводимого жилья, сохранив свое место в тройке лидеров по ПФО и в десятке лучших по стране. Так, плановое задание по вводу жилья в 2015 году в Самарской области составляет 2 млн кв. м (это примерно на 6% больше, чем в прошлом году).

Какие мероприятия запланированы министерством строительства Самарской области для ликвидации аварийного, ветхого жилья и расселения граждан?

– Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья серьёзно продвинулось. Так, по итогам реализации мероприятий I этапа областной адресной программы «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» переселено 168 человек из 59 аварийных жилых помещений общейплощадью 3,2 тыс. кв. метров. А по итогам выполнения областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области до 2017 года» за 2014 год было переселено 787 человек из 354 аварийных жилых помещений общей площадью 15,7 тыс. кв. метров.По итогам 2015 года мы планируем переселить 4 тыс. человек из 61 тыс. кв. м аварийного жилищного фонда. Средства для этого есть: ещё в апреле решением правления Фонда № 569 была одобрена заявка Самарской области на получение целевой финансовой поддержки в размере 667,765 млн рублей. Средства в объёме 200,329 млн рублей (30% от общего объема) уже поступили в Самарскую область, распределены между участниками программных мероприятий 2015 года и перечислены муниципальным образованиям – участникам программных мероприятий III этапа (2015–2016 годы). В настоящее время муниципалитетами активно проводится работа по проведению аукционов на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Главном управлении торгов Самарской области.

Алексей Викторович, а как решается проблема «обманутых дольщиков», есть ли здесь прогресс?

– Очевидный. Если 1 марта 2012 года на территории Самарской области насчитывалось 144 проблемные площадки, были нарушены права 13931 участника долевого строительства, то ужек 14 января 2013 года количество проблемных объектов сократилось на 55 площадок, а 6993 участника долевого строительства получили свои квартиры. А через год, в январе 2014-го, количество объектов сократилось до 22 площадок и 2163 участников долевого строительства. В 2013 году введено в эксплуатацию 5 проблемных объектов, в 2014 году – 7 объектов. За первое полугодие 2015 года введён в эксплуатацию 1 жилой дом – вставка в городском округе Тольятти. В настоящее время на территории Самарской области на проблемных объектах зарегистрировано 2077 граждан на 15 строительных площадках в Самаре, Тольятти и муниципальном районе Волжский. Благодаря успешному решению проблемы подавляющего большинства обманутых дольщиков люди по-прежнему активно участвуют в долевом строительстве. Объём ипотечного кредитования за два года вырос в два раза.

Какие механизмы стимулирования применяются для санации проблемных «долёвок»?

– Это оказание помощи в получении и оформлении разрешительной документации, разработка планов мероприятий, способствующих скорейшей передаче участникам долевого строительства жилых помещений. Плюс реализация компенсационных мероприятий – таких, как предоставление за счёт средств областного бюджета субсидий юридическим лицам на завершение строительства проблемных объектов.

Всё в соответствии с подпрограммой «Оказание государственной поддержки гражданам – участникам долевого строительства, пострадавшим от действий застройщиков» до 2016 года. Так, в 2014 году были предоставлены субсидии в объеме 338,4 млн рублей. Кроме того, предусмотрено ещё и списание задолженности по арендной плате, в случае, если застройщик достраивает проблемный объект, но на сумму, не превышающую затраты на завершение строительства такого объекта.

Поговорим о будущем. Алексей Викторович, расскажите, пожалуйста, о проектах, для которых в 2015 году предусмотрено финансирование.

– Разумеется, это приоритетные проекты, большей частью связанные с организацией и подготовкой к ЧМ-2018. Так, в 2015 году предусмотрено финансирование проведения проектно-изыскательских работ по корректировке проектно-сметной документации объекта «Строительство стадиона на 45000 зрительских мест, г. Самара, в границах ул. Московское шоссе, Ракитовское шоссе, Волжское шоссе, Ташкентская, Демократическая». Эта работа проводится в рамках оптимизации проектных решений, учёта требований безопасности, утверждённых актом Правительства Российской Федерации, и изменённых комплексных расценок на отдельные виды строительных работ, утверждённых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Подчеркну: при этом не предусматривается остановка строительно-монтажных работ на объекте, выполняемым ООО «ПСО «Казань». Кроме того, среди мероприятий по строительству и реконструкции спортивных объектов «Программы ЧМ-2018» планируется разработка проектно-сметной документации по трём тренировочным площадкам (эти площадки предназначены для проведения предсоревновательных тренировок) и двум тренировочным площадкам для баз команд. В этом году планируется разработка проектно-сметной документации для коллектора дождевой канализации (от площадки стадиона до очистных сооружений «Орлов овраг»), очистных сооружений «Орлов овраг», а также комплекса инженерных сетей, предназначенных для объектов, размещённых на территории в районе стадиона. Кроме того планируется разработка документации пожарного депо на 6 машино-выездов и комплекса зданий для сотрудников МВД (здание отдела полиции). Продолжается разработка проектно-сметной документации по благоустройству городского округа Самара: реконструкция территории набережной (1, 3 и 4 очереди); реставрация объектов историко-культурного наследия, расположенных вдоль гостевых маршрутов и в районе стрелки рек Самары и Волги, ремонт и реставрация многоквартирных жилых домов, являющихся (и не являющихся) объектами историко-культурного наследия и расположенных вдоль гостевых туристических маршрутов, и т. д. В этом году будут разработаны проекты модернизации транспортной инфраструктуры.

А ещё какие мероприятия запланированы министерством строительства Самарской области на 2015 год в рамках подготовки к проведению ЧМ-2018?

– Я думаю, если мы начнём об этом говорить, нам не хватит всего времени, отведённого на интервью. Это очень обширный список, утверждённый постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 № 704 и государственной программой Самарской области «Подготовка к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу». Там чётко указаны и участники Программы, и сроки реализации, и объёмы финансирования. Так что любой при желании может сам ознакомиться с этой информацией.

Планируется ли развитие проекта «Жигулёвская жемчужина»?

– Проект по созданию туристско-рекреационного комплекса «Жигулёвская жемчужина» включён в перечень мероприятий реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». Реализация проекта будет проходить в два этапа. Первый этап предусматривает строительство канатной дороги в черте городского округа Самара и муниципального района Волжский, а также проектирование инженерной инфраструктуры (систем водоснабжения и канализации) в границах городского округа Жигулёвск и сельского поселения Рождествено. Это всё – в рамках государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области на 2014–2018 годы». В частности, в 2015 году на выполнение проектных работ по строительству канатной дороги предусмотрено 65 млн рублей. Второй этап предполагает создание транспортной, инженерной, информационно-коммуникационной инфраструктуры (за счёт средств областного бюджета и привлечённых федеральных средств) и общественных рекреационных зон (за счёт внебюджетных источников).

А в чём уникальность проекта «Жигулёвская долина», который был сдан ещё в конце 2014 года?

– Технопарк «Жигулёвская долина» – уникальный для Самарской области проект, не имеющий аналогов. Созданная инфраструктура технопарка максимально соответствует потребностям инновационных и высокотехнологичных компаний для реализации их проектов: технопарк предлагает полностью оборудованные рабочие места в бизнес-инкубаторе, современные офисы, лаборатории для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производственные площадки. Также резиденты технопарка могут воспользоваться не только всеми возможностями инфраструктуры на льготных условиях, но и окунуться в уникальную атмосферу «Жигулёвской долины», которая объединяет всех участников инновационной экосистемы – от потенциальных инвесторов, как государственных, так и частных, – до потенциальных заказчиков инновационных разработок резидентов.

Реализуются ли министерством проекты с использованием механизмов государственно-частного партнёрства?

– Это очень востребованный и актуальный формат взаимодействия бизнеса и власти: ГЧП снижает нагрузку на бюджеты всех уровней за счёт снижения объёма государственных затрат. Поэтому правительство Самарской области сегодня работает с 51 проектом ГЧП. Они демонстрируют своё главное преимущество: замещение бюджетных инвестиций в инфраструктуру частными инвестициями и одновременную оптимизацию финансовых издержек. Так, например, это проекты строительства и оснащения нового кардиохирургического центра в Самаре, строительства центра позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии в Самаре, создание диализного центра в Сызрани, создание диализного центра в Самаре, строительство и эксплуатация отдельного корпуса Центра экстракорпоральной гемокоррекции и клинической трансфузиологии в Самаре. Министерством в рамках реализации вышеуказанных инвестиционных проектов была проведена работа по предоставлению земельных участков для строительства. В настоящее время ведётся работа по предоставлению ООО «Раскат» земельного участка для строительства футбольного центра в рамках соглашения «О социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Самарской области и ООО «Раскат» от 11.02.2015 № РС-7.

В последнее время много говорится об улучшении инвестклимата в регионе. Какие шаги в этом направлении сделаны региональным минстроем?

– В регионе утверждена Дорожная карта внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. В этом документе отражены основные проблемы регуляторной среды в сфере строительства, существующие на сегодняшний день во всех муниципальных образованиях Самарской области, а также представлены механизмы их решения. Министерству в рамках реализации «дорожных» мероприятий предстоит большая работа. Это совершенствование регуляторной среды в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных правоотношений: снижение длительности административных процедур и сокращение количества процедур при оформлении разрешительной документации. Сегодня в регионе формируется принципиально новая правовая база для регулирования градостроительной деятельности и земельных правоотношений, закладываются совершенно новые подходы оценки качества предоставления государственных услуг. Так, 29 декабря 2014 года на территории Самарской области был утверждён Закон Самарской области о перераспределении полномочий № 134-ГД, который позволил создать институт перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти Самарской области, предусмотренный частью 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, придав полномочиям в градостроительной сфере и полномочиям по распоряжению государственной неразграниченной землёй государственный статус. Вместе с тем министерство предложило не лишать органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов возможности влияния на инвестиционную (строительную) деятельность, осуществляемую на территории муниципалитетов. Министерством было предложено не просто осуществить перераспределение полномочий в пользу государства, но одновременно законодательно наделить данными государственными полномочиями органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Зачем?

– Это позволит создать условия для выстраивания системы более качественного оказания государственных услуг и создать систему мониторинга и контроля за предоставлением органами МСУ государственных услуг. В рамках реализации указанного закона министерством разработаны единые административные регламенты предоставления государственных услуг в сфере градостроительной деятельности и в сфере земельных правоотношений. Единые административные регламенты позволят создать на территории Самарской области единую систему работы с инвесторами-застройщиками.

Главное достижение единых административных регламентов на территории всей Самарской области – в их полном соответствии федеральному законодательству. Реализация на практике положений единых административных регламентов позволит исключить требование с застройщиков дополнительных документов, которые не предусмотрены действующим федеральным законодательством. Хочу отметить, что единые административные регламенты в сфере градостроительной деятельности, регулирующие процедуры предоставления застройщикам градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство и выдачу разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, утверждены приказами министерства строительства Самарской области 20 апреля 2015 года. В ближайшее время планируется утвердить ещё 5 единых административных регламентов, регулирующих сферу земельных правоотношений. Проделанная министерством работа по разработке административных регламентов в сфере земельных правоотношений позволила освободить органы местного самоуправления от самостоятельной разработки и согласования нормативно-правовых актов, регулирующих земельные правоотношения.

Кроме того, подготовлен проект приказа министерства, регулирующий порядок проведения мониторинга и контроля эффективности выполнения государственных полномочий органами местного самоуправления. Применение его позволит выявить слабые места в работе органов местного самоуправления и разработать алгоритмы их устранения. Таким образом будут созданы условия для повышения качества предоставляемых государственных услуг. Министерством также разработан порядок осуществления мониторинга унификации и реализации органами МСУ административных процедур в сфере строительства и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Его цель – создание условий для формирования системы оказания органам МСУ методической и методологической поддержки по вопросам развития строительного комплекса и градостроительной деятельности и повышения удовлетворённости инвесторов (застройщиков) организацией административных услуг МСУ.